Эксперты обсудили законопроект об оказании социальных услуг
«Процесс идет медленно и тяжело, возникает много барьеров, связанных с тем, что эта система складывалась десятилетиями и в ней, естественно, существует внутреннее сопротивление. С другой стороны, сами негосударственные поставщики не подготовлены к выходу на этот рынок. Государство признает НКО своими партнерами в социальной сфере как держателей уникального опыта и поэтому предпринимает искусственно стимулирующие меры, чтобы эти организации были способны выйти на этот рынок и конкурировать с государственными поставщиками и бизнесом», — рассказала Елена Тополева.
Закон о государственном социальном заказе предложил внести на рассмотрение председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан РФ Владимир Слепак в ноябре 2015 года. По мнению Слепака, такой закон повысит эффективность реализации социальных программ.
«Для меня очевидно, что НКО могут снять издержки, которые существуют в социальной политике, и конкурировать в открытых конкурсах с другими. Сама суть НКО, связанная с тем, что они не извлекают прибыль, дает существенные преимущества по сравнению с другими участниками рынка… Закон откроет возможность для активного участия НКО, и они займут ту нишу, которая находится между государственными предприятиями и предприятиями малого бизнеса», — отметил Владимир Слепак.
По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, законопроект критикуют, с одной стороны, за ущемление интересов бюджетных учреждений, а с другой, считают, что он предоставляет мало гарантий для участия НКО.
Вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили считает, что сетования муниципальных учреждений на ухудшение ситуации несостоятельны.
«Наша задача — повысить качество услуг для граждан. Если у вас ухудшается ситуация, улучшайте качество работы, повышайте конкурентность. В нашей конституции говорится о недопустимости создания конкурентных преимуществ, значит, мы должны создавать равные условия. Сейчас у бюджетных организаций отсутствуют налоги на прибыль и есть база, чего нет у НКО, поэтому при выполнении социального заказа необходимо обеспечить равные экономические условия», — говорит Хананашвили.
В законе важно учесть проблему несоразмерности заказа и предложения, считает директор Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Под социальной услугой в законе подразумевают услугу, включенную в ведомственный перечень государственных услуг, но негосударственный сектор, как правило, специализируется на оказании узких услуг для конкретной целевой группы, которые могут не входить в перечень.
«Мне кажется, очень мало НКО попадают под действие этого закона. Он хорошо ложится на социальный бизнес, поскольку под государственными социальными услугами подразумеваются услуги в рамках полномочий государственных органов власти. В этом случае мы видим конкуренцию государственных и частных больниц, государственных и частных школ. Но это плохо ложится на помогающие НКО, потому что их услуги почти всегда уникальны, специфичны и не дублируют полномочия органов государственной власти», — добавил юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор. В этой ситуации некоторые организации считают себя исключенными из государственного заказа. Например, Фонд помощи хосписам «Вера», оказывающий уникальные услуги в сфере помощи неизлечимо больным людям.
Cфера действия закона пересекается с федеральными законами № 442 и № 44, и эксперты считают необходимым четко разграничить сферы их применения.
По данным: http://www.asi.org.ru/